Эбру

 

 Древнее искусство рисование на воде

известное также как «Мраморирование»

 

Эбру - самое необычное и захватывающее из всех видов изящных искусств. В Турции оно по праву считается национальным достоянием.

Необычность его заключается как в используемых материалах и инструментах, так и своей, особой технике выполнения работы.

А захватывающее оно потому что побуждает людей к  подлинному, сознательному присутствию в текущем моменте и реальности.


Наблюдатели, затаив дыхание, буквально стают зависимыми от каждого следующего мгновения лицезрения рисунка на воде. Они как зачарованные, попадают под влияние магии воды, ярких красок и  необычной техники.

Складывается впечатление что весь мир вокруг внезапно останавливается, для того чтобы посмотреть на процесс и непредсказуемый результат рисования картины на воде…

У Эбру есть своя философия и свои негласные правила, известные всем посвященным в них мастерам Турции.

Философия Эбру неразрывно связанна с доктриной Ислама, суть которой заключается в признании только за Господом права на создание образов, которым присущи души. Поэтому в Эбру рисуют только неодушевлённые предметы (цветы, пейзажи) либо узоры.

А негласные правила являются тайной этого искусства. И на протяжении многих столетий передаются выборочно, от мастера к ученику.

 

 

 

История Эбру

 

 

В Анатолию (это современная Турция) Эбру приехало по шёлковому пути из Бухары, через Иран.

И поскольку персидский - был одним из основных используемых языков на этом  пути, своё название «Эбру» берет из звуков, пришедших от персидского слова «آب» (Аб), что означает «вода». Затем оно превратилось в «ابر» (абри - облако), указывая на то, что эта вода спустилась с «облака».

 

Своими известными корнями Эбру уходит к 9 -10 векам нашей эры. Однако есть предположение что оно зародилось ещё раньше, вместе с появлением бумаги. И нечто похожее было зарегистрировано в XII в Японии, как suminagaşi (墨流し).

 

 

В Туркестане и в Самарканде до сих пор находят никем не подписанные работы мастеров XIII века. Однако родиной Эбру, по праву, принято считать Турцию. Потому что вот уже 5 столетий, Эбру в Турции, развивается, хранится и передаётся от мастеров к их ученикам.

 

Самая древняя официальная работа по этой технике хранится в Стамбуле, во дворце Топкапы. Эта картина 1554 года, подписанная художником Мехмет Киатчи (Mehmet Kagitci).

 

 

 

В наше же время, в Турции, постоянно проходят многочисленные выставки работ мастеров, на которые съезжаются как любители, так и профессионалы. И оценивают они картины по своим, известным только им, посвященным в это искусство, особым критериям.

 

Европейские путешественники также привезли это искусство в свои страны. Его впервые увидели в 17-м веке в Германии, а затем оно распространились по Италии и Франции.

 

 

 

 

И если в восточных странах, стиль Эбру сравнивают с формами облаков, то в западных странах, в Эбру увидели его схожесть с мрамором.  Отсюда и распространилось это название на западе -  «мраморирование».

Многие годы, «мраморная бумага» использовалась в издательских делах Европы. Для декорирования форзацев книг.

И особым спросом пользовалась она при оформлении документов и частной переписки (помимо эстетики, защищала документы ещё и от искажения и подделки).

 

 

 

Составляющие Эбру

 

Для того чтобы рисовать на воде, вам понадобятся следующие компоненты:  текне, вода, краски, кисти, бизы, бумага и желчь.

 

 

Tekne (текне – корыто, лоток)

Это прямоугольная форма с краями, изготовленная из различных материалов. Текне используют для содержания водного раствора и изготавливают его глубиной от 4 до 6 сантиметров. В ширину и длину его делают на несколько миллиметров больше размера бумаги (этот зазор необходим для набухания бумаги, когда она мокрая).

 

 

Ebrusu (Вода для рисования)

 

Для приготовления водного раствора для Эбру, в качестве загустителя, используется экстракт растения Гивена. Эта горная колючка произрастает в Турции, Иране, Пакистане и некоторых районах Кавказа. В июле растение срезают, чтобы собрать из его стебля смолу и высушивают на солнце. Так получается лепестковое «китре», которое потом измельчают в порошок. Далее его смешивают с очищенной водой и оставляют на пару дней отстояться. Вода, с которой смешивается порошок, должна быть  мягкой. В старые времена использовали дождевую воду.

 

Boyalar (бойалар - краски)

 

Краски для Эбру представляют из себя смесь из нерастворимого в воде пигмента, воды и желчи.

По консистенции они жидкие, и их необходимо каждый раз перемешивать, перед взятием на кисточку.

 

 

Изготавливают краски для Эбру из разных материалов. Так, например, белую, коричневую и зелёную – получают из природных металлов и грунтов.  Красную, синюю и жёлтую - из растений. А чёрную - из угольной сажи.

 

Fircalar (фирчалар - кисти)

 

В процессе рисования используются кисти. Однако в Эбру они нужны не для непосредственного нанесения рисунка, как это принято в классическом искусстве, а для того, чтобы вбирать в себя краску и разбрызгивать её мелкими каплями по поверхности воды.

 

Кисть традиционно изготавливают из волос с хвостов пожилых лошадей, которые аккуратно оборачивают вокруг стебля розы.  Использование именно ветки розы, для изготовления кисти, объясняется её гибкостью и устойчивостью к плесени.

 

Biz (биз - шило)

Необходим для выполнения рисунка. Профессиональные мастера используют комплект бизов разной толщины. Ими они аккуратно передвигают краски по поверхности воды так, чтобы получались нужные формы, узоры и цветы.

 

 

Tarak (тарак - гребень)

Используют для получения «чешуйчатого» узора. Длина тарака обычно соответствует длине (или ширине) текне. Этот инструмент отлично подходит для равномерного заполнения пространства рисунком и для создания фона.

 

 

 

 

Kagit (кяит - бумага)

Идеальная бумага для Эбру - это бумага с высокой поглощающей способностью. Но из-за её дороговизны, можно использовать любую простую бумагу, подходящего формата. Лишь бы она не была глянцевой и не была лакированной.

 

 

Safra (сафра - желчь)

Желчь крупнорогатого скота является самым важным компонентом для настройки красок.

Мастер, который настраивает краски под воду, должен хорошо разбираться в желчи. Потому что она помогает краске правильно раскрываться на воде.

В противном же случае, без желчи, все краски падают на дно текне. Желчь также предотвращает смешивание цветов. И с её помощью, в Эбру выполняются различные тона одного цвета и цветовые пятна разного размера.

 

 

Как видите, инструменты для рисования на воде кардинально отличаются от привычных нам инструментов для рисования.

Некоторые из них вы, при желании, сможете сделать в домашних условиях (шило, лоток). Иногда можно даже обойтись без воды для Эбру (кофе, молоко, какие-то смеси с бензином).

Но совершенно точно вы не сможете заменить оригинальные краски Эбру. Так как они должны обладать особыми свойствами, чтобы ими  можно было рисовать на воде.

Оригинальная краска для Эбру не растворяться в воде, а принимает те свойства, которые ей придает мастер.  Затем она легко впитывается в бумагу, сохраняя рисунок на долгие годы.

 

 

Этапы рисования в Эбру

Принцип рисования такой:

В специальный лоток (текне) наливается вязкий раствор (вода для рисования), на поверхность которой кисточкой накидываются  краски.

Далее, специальным инструментом (бизом) - мастером выполняются неповторимые узоры.

При этом краски на воде не перемешиваются между собой, не тонут и не растворяются на её поверхности.

 

 

 

 

Затем на поверхность воды накладывается бумага или ткань и, через несколько секунд, аккуратно снимается.

После этого её нужно положить сушиться, изображением к верху, минут на пятнадцать. И всё... Картина готова!

Со временем эта картина не блекнет и не рассыпается, а остаются только в её первоначальном, ярком цвете.

 

 

 

Техники исполнения Эбру

 

Техники исполнения Эбру традиционно делятся на три вида:

Классический, буквенный и цветочный.

 

Буквенное Эбру было разработано относительно недавно, в прошлом столетии, одним из последних мастеров Османской империи - Некмеддином Окая, 1883-1976гг.

 

 

 

Автором цветочного Эбру считается его ученик и племянник - Мустофа Дюзгюнман, 1920-1990гг.  Это именно он сделал Эбру «цветочным» (Cicek Ebru). Дюзгюнман разработал методы рисования на воде таких цветов как гвоздики, тюльпаны, гиацинты, фиалки и  ромашки.  

 

 

Классический же метод рисования на воде, имеет уже свои подвиды техник.

Каждая из которых отличается от другой небольшими, на первый взгляд, отличиями. Но именно им, этим стилям, обучались ученики в подмастерьях.

И тот, кому удавалось выполнить одну из этих техник в наилучшей форме, старался практиковаться больше в ней, пока не достигал ещё лучшего совершенства.

Все эти примеры старинных произведений мастеров Эбру, можно  сейчас увидеть в музеях Турции.

 

Итак, виды классического Эбру:

 

Hafif ebru  (Легкое Эбру)

Достигается путем нанесения на воду двух красок одного цвета но разных тональностей. Тональность краски задаётся разным количеством желчи. Такой тип Эбру чаще всего использовался для оформления внутренних страниц религиозных книг и написания текстов поверх узоров в государственных документах.

 

 

Battal ebru (Батал Эбру)

Это старейший из всех известных стилей Эбру.  Он же является исходным для всех последующих техник. Стиль заключается в последовательном набрасывании на воду красок разных цветов и тональностей. Те краски, в состав которых входит наибольшее количество желчи, добавляются на воду в последнюю очередь.

 

Gelgit ebru (Гельгит Эбру)

Формируется из Батала и представляет собой параллельные линии, направленные к сторонам текне, исполняемые бизом. Интервалы между этими линиями могут иметь любую желаемую ширину. Эти параллели также можно повторять несколько раз в противоположных направлениях.

 

 

Şal ebru (Шаль Эбру)

Техника Шаль получается путем вырисовывания по Гельгиду диагональных линий в виде мягкой буквы «S». Либо просто в произвольной форме. Техника взяла своё имя от названия платков, которые тогда носили в Анатолии (древнее название современной Турции).

 

 

Bulbul yuvasi ebru (Гнездо соловья)

Отправной точкой этой техники является правильный, мелкозернистый Батал. Далее, по нему выполняются круговые, спиралевидные движения различного диаметра. В количестве 6-х больших колец вдоль кромки текне, и 5 колец поменьше между большими.

 

 

 

Tarakli Ebru (Таракълы Эбру)

Выполняется по Баталлу с помощью специального инструмента - Tarak (гребень, расческа). Ширина этого гребня обычно соответствует ширине самого текне. Это нужно для создания равномерных (равноудалённых) узоров.

 

 

 

Hatip Ebru (Хатип Эбру)

Берёт своё начало от техники Хафиф (Hafif ebru). После этого на воду последовательно наносятся равноудалённые точки одинакового размера и цвета. Внутрь которых, добавляются один за другим новые цвета. Далее, с помощью биза, эти круги на воде превращаются в различные формы и фигуры.

 

 

 

Преподавание Эбру

 

Искусство Эбру всегда считалось тайным (элитным) и передавалось выборочно, начиная с 16-го века.

Первое же открытое преподавание Эбру началось в 1916 году в Академии изобразительных искусств при медресе Hattatin. И продолжалось до 1948 года.

Но и при этой академии, мастера Эбру оставляли за собой право отказать в обучении тонкостей Эбру любому желающему. И в ученики они выбирали только по особым критериям. Самым главным из которых была богобоязненность ученика.

Потому что терпение и позитивное настроение (а это обязательные составляющие успеха в Эбру) являются самыми неотъемлемыми чертами характера религиозных людей. 

 

 

Известные мастера Эбру

 

Самым древним мастером Эбру в истории Турции, считается Мехмед Эфенди, известный по прозвищу «Кяитчи» (Бумажник).

 

Это его документ 1608 года, с описанием конструкций и композиций Эбру, сейчас хранится в музее Турции под названием «Тертиб-и Рисале-и Абри» (Трактат об Эбру).

 

 

 

Одним из самых известных мастеров Эбру считается Хатиб Мехмед Эфенди - имам проповедник при мечети Ай-София (умер в 1773 году). Сегодня этот мастер известен под своим именным стилем в Эбру, который так и называется «Hatip».

 

 

 

Мастер Necmeddin Okyay (Некмеддин Окая, 1883-1976), был одним из последних мастеров османской империи. Это именно он стал первым использовать в Эбру трафарет. И разработал свой стиль в Эбру - буквенный (Yazli Ebru).

 

 

 

Следующая же эпоха в Эбру, после Некмедднин Окая,  принадлежит его ученику Мустафе Дюзгюнману (Mustafa Duzgunman, 1920-1990), который разработал техники выполнения цветов в Эбру.

Современные же мастера Эбру называют себя его последователями.

Одним из них, признанных мастеров современной Турции, является Хикмет Барютчюгиль (Hikmet Barutcugil, 1952 г.р.).  Он автор 96 личных выставок Эбру в 38 странах мира.

 

В нашем же городе (в Евпатории), в музее "Текие дервишей" представлены работы мастера Эбру - Арсена Алиева - www.arsenaliev.ru

Это ученик турецкого мастера, ученицы Барютчюгиля - Ayna Aydn.

 

И в заключение об Эбру

 

Эбру  - это то искусство, которым невозможно насытиться. И если вы станете одними из посвящённых в него, то оно навсегда останется для вас прекрасным и неповторимым.

При помощи Эбру вы начнёте ощущать тишину внутри себя. Освобождая свой разум от бесконечной суеты и переживаний. От сожалений по прошлому. Переживаний за будущее.

Эбру поможет вам отключить ненадолго вашу внутреннюю радиостанцию под названием «нескончаемые размышления».  И научит вас осознанности.

С этим искусством вы научитесь жить в настоящем. Наслаждаясь красотой и гармонией окружающего мира.

Copyright © 2018 Арсен Алиев